§ 6. Виновен — отвечай. -

1. Объясни понятия.

Законопослушное поведение — это ответственное поведение, которое характеризуется сознательным подчинением людей требованиям закона. Правомерное поведение — это подчиненное воле поведение субъекта права (действие или бездействие), которое соответствует предписаниям правовых норм, не противоречит основным принципам права и гарантируется государством.

Противозаконное поведение — это ответственное неправомерное поведение, характеризуемое сознательным неподчинением людей требованиям закона. Это такие действия человека, в результате которых совершается преступление. При этом должно быть соблюдено определенное условие. А именно: человек не только полностью осознает свои поступки, но и способен руководить ими.



2. В стране Z был проведён опрос совершеннолетних граждан. Им задавали вопрос: «Что удерживает вас от нарушения социальных норм?» Результаты опроса представлены в форме диаграммы.



Какой ответ выбрали больше всего опрошенных?

Больше всего прошенных выбрали ответ – совесть (24%).

Какие мотивы соблюдения социальных норм также популярны среди опрошенных?

Среди опрошенных популярны такие мотивы соблюдения социальных норм, как: стыд перед близкими (16%), боязнь суда, наказания (15%), понимание необходимости соблюдения социальных норм (15%) и страх потерять работу, достаток, положение в обществе (14%).

Нравственные или правовые основания удерживают большинство опрошенных от нарушения социальных норм? Используя данные опроса, поясни своё мнение.

Нравственные убеждения преобладают более выраженной, так как в наше время все же многие люди являются добропорядочными гражданами и нарушение норм противоречит их нравственным убеждениям.



3. В перечне проступков обведи номера тех, которые регулируются нормами права.

1) перешёл улицу в неположенном месте
2) обидел своего товарища
3) отказался оплатить проезд в городском транспорте
4) оскорбил продавца в магазине
5) купил краденое имущество
6) отказал в помощи пожилой соседке



4. Прочитай текст и заполни схему: укажи признаки проступков и преступлений, укажи соответствующие им виды ответственности.

Любое деяние (действие или бездействие), нарушающее нормы права, называется правонарушением. Оно всегда опасно для общества, наносит ему вред. Но степень общественного вреда может быть различной. В зависимости от этого правонарушения подразделяют на две группы: преступления и проступки. Преступления — наиболее опасный вид правонарушений. Проступки, как правило, не причиняют реального, прямого вреда в данный момент, они представляют меньшую угрозу общественному порядку. Но граница между проступком и преступлением весьма тонкая. Например, вождение автомобиля в нетрезвом состоянии является проступком, за совершение которого предусмотрена административная ответственность. Но такой водитель может стать причиной гибели другого человека, а это уже преступление.
 




5. Заполни таблицу, используя приведённый ниже перечень преступлений (запиши номера, под которыми они указаны, в соответствующий столбец).

Примеры: 1) мошенничество; 2) убийство; 3) похищение; 4) клевета; 5) побои; 6) кража; 7) грабёж; 8) истязания; 9) оскорбление; 10) разбой; 11) доведение до самоубийства; 12) незаконное помещение в психиатрическую больницу.


 


6. В перечне видов наказаний обведи номера тех, которые при-меняются только за совершение преступлений.

1) предупреждение
2) ограничение свободы
3) обязательные работы
4) штраф
5) лишение специального права
6) лишение свободы на определённый срок



7. Пятнадцатилетний Антон систематически подкарауливал учеников начальной школы и отбирал у них деньги и понравившиеся ему вещи. Как следует квалифицировать действия Антона на основании Уголовного кодекса РФ? Может ли он быть привлечён к ответственности? Свой ответ поясни.

Он подпадают под ст.161 ч.1 УК РФ (грабеж или открытое хищение чужого имущества). По данной статье уголовная ответственность наступает с 14 летнего возраста. поэтому Антона не только можно, но и нужно привлекать к ответственности.

Грабеж, то есть открытое хищение чужого имущества, - наказывается обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок от двух до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.



8. Прочитай высказывания и сравни их смысл.

«Преступник может иногда избежать наказания, но не страха перед ним» (Сенека).
«Позорно не наказание, а преступление» (И. Гердер).

Объясни своими словами смысл каждого высказывания.

1 высказывание – это высказывание говорит о том, что преступник даже если и избежит наказания, но страх останется.
2 высказывание – про то что совершение преступления позорно само по себе, независимо от наказания. Преступник действительно может не боятся наказания, а преступление гораздо позорнее чем наказание какое бы преступление не было, преступнику должно быть стыдно.

Являются ли эти высказывания дополняющими друг друга по смыслу? Поясни свой ответ.

Да, эти высказывания являются дополняющими друг друга. В первом говорится о том, что ты можешь избежать наказания, но ты будешь бояться получить его. А во втором высказывании говорится о позоре самого факта преступления. В общем, можно не быть наказанным, но совершить преступление и остаться безнаказанным - гораздо сложнее в моральном смысле.