§ 11. Виды и формы бизнеса. -

1. Сформулируй основные характеристики предпринимательской деятельности.

Предпринимательской является деятельность самостоятельная, осуществляемая на свой риск, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.



2. Объясни, как связаны между собой понятия «риск», «затраты», «производство».

Риск — это возможность возникновения неблагоприятной ситуации или неудачного исхода производственно-хозяйственной или какой-либо другой деятельности.

Затраты — размер ресурсов (для упрощения измеренных в денежной форме), использованных в процессе хозяйственной деятельности за определённый временной промежуток. Или простым языком: затраты — это стоимостная оценка ресурсов.

Производство, в экономическом смысле — процесс создания какого-либо продукта. Общественный процесс создания материальных благ, охватывающий как производительные силы общества, так и производственные отношения людей.

Для открытия своего дела, например, нужны затраты. т.е. вложение капитала в какой-либо источник. Если это, магазин-то придется платить за аренду помещения и продукты, например. Конечно, не обойтись и без производства, если это продуктовый магазин, то нужно производить продукты, если бутик- одежду и аксессуары.  В любом производстве есть риск. Например, испорченный продукт или бракованная одежда. Или просто нет покупателей. Эти проблемы решаются рекламой и распродажами.



3. Сформулируй несколько факторов, определяющих разнообразие видов и форм бизнеса.

Бизнес бывает разного рода, но заниматься определенным видом бизнеса, человека побуждают несколько факторов:
1. Расположение к этой сфере. Другими словами, как хорошо бизнесмен знает и разбирается в этой сфере. Например, человек, который разбирается в парашютном спорте, скорее будет специализироваться на продаже парашютов, чем будет продавать одежду для детей.
2. Наличие средств к осуществлению торговли. Например, бизнесмен, который специализируется на продаже самолетов, имеет большую расположенность к средствам, чем бизнесмен, который продает бытовую химию.
3. Процент потребления. Например, успешный бизнесмен, начнет свое дело с анализирования рынка потребления. И по результатам будет строить свой бизнес.



4. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к формам бизнеса.

1) Индивидуальное предприятие; 2) страховой бизнес; 3) акционерное общество; 4) товарищество; 5) производственный бизнес.

Найди и обведи цифры, под которыми указаны термины, выпадающие из этого ряда.



5. Объясни, почему в условиях рыночной экономики рядом с крупными центрами по обслуживанию и ремонту автомобилей существует множество маленьких авторемонтных мастерских. Что, по твоему мнению, позволяет им выжить в условиях конкуренции?

Потому что не у всех автовладельцев есть шикарные авто, которые так же надо чинить/обслуживать в элитных центрах. А владельцам дешёвых машин гораздо удобнее и дешевле починится в мелкой автомастерской.

Мелким мастерским не надо давать рекламу. Клиент обращается туда из-за более демократичной ценовой политики.



6. Мальчик, трудившийся в известном в Москве второй половины XIX в. купеческом доме, так описывал работу:

«Я всегда отличался большой смекалкой и быстрым и точным исполнением приказаний. Это было замечено и оценено моим хозяином, и меня через четыре месяца перевели на второй этаж — в детское отделение, где всегда было много дам с детьми, покупавших башмаки. Я энергично взялся за дело и скоро научился примеривать детям башмаки, а затем назначать за них цену, причём, боясь продешевить, я немилосердно запрашивал. Покупательницы часто говорили мне, что я ничего не понимаю и поэтому назначаю сумасшедшую цену, а некоторые обижались и уходили. Я с башмаками следовал за покупательницами вниз... дипломатично расхваливал выбранные ими башмаки и понемногу сбавлял цену.
Когда мы сходили вниз, где за прилавком постоянно находился хозяин, я, обращаясь к нему, рапортовал: «...назначил рубль пятьдесят копеек, жалуют шестьдесят копеек».
Хозяин, в свою очередь, обращался к покупательнице и просил её сколько-нибудь прибавить, в заключение громко говорил: «Пожалуйте» — и приказывал завернуть башмаки в бумагу.
Упустить, то есть не продать... всегда вменялось в вину, за которую приказчикам тут же, при покупателях, хозяин делал строгий выговор, а мальчиков хватал за волосы и стучал их головой о чугунную лестницу».

1) О каком виде бизнеса идёт речь в воспоминаниях?

Торговля — отрасль хозяйства и вид экономической деятельности, направленный на осуществление купли-продажи, обмена товаров, а также связанные с этим процессы: непосредственное обслуживание покупателей, доставка товаров, их хранение и подготовка к продаже.

2) Какие черты предпринимательской деятельности отразил автор?

Доверчивость, вежливость к покупателю, способность разрекламировать и продать вещи.

3) Предположи, с какой целью служащие магазина первоначально устанавливали цену, шокирующую покупателя.

Чтобы показать, что товар не дешевый, а хорошего качества.

4) Как ты думаешь, можно ли извлечь из приведённого фрагмента какие-то правила успешного ведения бизнеса? Ответ поясни.

Да, можно извлечь такие правила: индивидуальный подход к каждому покупателю, хитрая ценовая политика, возможность карьерного роста для сотрудников, распределение обязанностей между персоналом.



7. Как ты думаешь, какая(ие) форма(ы) предприятия наиболее эффективна(ы) для фирмы, занимающейся:

строительством метрополитена — акционерное общество
грузовыми авиаперевозками — индивидуальное предпринимательство или товарищество
ремонтом ювелирных изделий — индивидуальное предпринимательство
производством автомобилей — акционерное общество
музыкальным образованием школьников — индивидуальное предпринимательство



8. Предположи, что позволило французскому писателю А. Моруа назвать бизнес «сочетанием войны и спорта». Запиши три-четыре суждения.

Используя метод сравнения, бизнес можно назвать сочетанием войны и спорта. Под войной и спортом понимается наличие конкуренции, которую невозможно обойти стороной (кроме случая с монополизмом). Почему война - потому что борьба с недобросовестной конкуренцией, стремление "победить", то есть привлечь потребителя на свою сторону. Почему спорт - потому что стремление к "победе" не только над конкурентами, но и над собой, стремление достичь цели (извлечь прибыль, занять первое место по рейтингу среди конкурентов). Иными словами - война - это борьба за территорию, занятие сектора в экономике, а спорт - борьбы за личные цели. Плюс бывают разные способы борьбы (честные и нечестные).



9. Прочитай фрагмент из книги В. А. Гиляровского «Москва и москвичи».

«И там и тут торговали грубой привозной обувью — сапогами и башмаками, главным образом кимрского производства. В семидесятых годах [XIX в.] ещё практиковались бумажные подмётки, несмотря на то что кожа сравнительно была недорога, но уж таковы были девизы и у купца, и у мастера... «не обманешь — не продашь».
Конечно, от этого страдал больше всего небогатый люд, а надуть покупателя благодаря «зазывалам» было легко. На последние деньги купит он сапоги, наденет, пройдёт две-три улицы по лужам в дождливую погоду — глядь, подошва отстала и вместо кожи бумага из сапога торчит. Он обратно в лавку... «Зазывалы» уж узнали зачем и на его жалобы закидают словами и его же выставят мошенником...»

1) Можно ли назвать деятельность таких мастеров и купцов предпринимательством? Приведи два-три объяснения.

Деятельность купцов можно назвать предпринимательством. Но ненастоящим. Они выбрали стратегию, которую нельзя назвать правильной, гуманной и т.д. «Не обманешь – не продашь» - такого девиза не должно быть в торговле и предпринимательстве.

2) Сформулируй три-четыре правила, которыми могли бы руководствоваться потребители — потенциальные жертвы подобных дельцов?

Потребители могут руководствоваться следующими правилами:
1) Не верить на слово.
2) Внимательно и тщательно осматривать товар.
3) Не реагировать на сомнительно дешевый товар. Скупой платит дважды.

3) Какие правовые механизмы борьбы современного потребителя за свои права тебе известны?

Общество защиты прав потребителя, РОСПОТРЕБНАДЗОР, Санитарно-эпидемиологическая служба, Гражданский Кодекс РФ, Уголовный Кодекс РФ.