§ 2. Права и обязанности граждан. -

1. Объясни понятия.

Права человека и гражданина — Под правами человека понимают совокупность моральных норм, принадлежащих людям, независимо от расовых, национальных или социальных различий. Права гражданина – это охраняемая законом мера юридически воз­можного поведения, направленная на удовлетворение интересов не всякого человека, а лишь того, который находится в устойчивой пра­вовой связи с конкретным государством. В отличие от прав граждан, права человека не всегда выступают как юридические категории. Они могут являться и моральными, и социальными категориями, могут су­ществовать независимо от их государственного признания и законода­тельного закрепления, вне связи человека с конкретной страной.

Обязанности гражданина — это закрепленные в Конституции требования, которые предъявляют каждому человеку, как гражданину, чтобы они действовали определенным, четко определенным конституционной нормой образом (или воздержалась от совершения соответствующих действий) для обеспечения интересов общества, государства, других людей и граждан, несоблюдение которых влечет за собой юридическую ответственность.




2. Объясни, в чём проявляется естественный характер прав человека.

Права человека носят естественный характер: возникают на основе природной и социальной сущности человека и развиваются под воздействием условий общественной жизни.

Неотчуждаемый, естественный характер основных прав и свобод – принцип, в основу которого положена идея естественного права, презюмирующая, что каждый человек рождается свободным и в силу факта рождения обладает комплексом присущих ему прав и свобод. Соответственно у государства возникают обязанности: 1) признать эти права, т.е. закрепить их в национальном законодательстве; 2) соблюдать эти права, т. е. не нарушать права и свободы гражданина и создавать условия для их реализации; 3) защищать права и свободы, т. е. охранить их от нарушения, а в случае нарушения восстанавливать нарушенное право. Данный принцип означает также, что никто (ни граждане РФ, ни те, кто законно проживает на территории РФ) не может быть лишен какого-либо конституционного права; граждане РФ не могут быть лишены гражданства; Российское государство обязано оказывать покровительство гражданам, находящимся за пределами страны.



3. Заполни схему, используя приведённый ниже текст из Конвенции ООН о правах ребёнка (запиши номера, под которыми указаны права, в соответствующий блок схемы).

1) Право на жизнь; 2) право на имя и приобретение гражданства; 3) право на сохранение индивидуальности; 4) право жить в семье, знать своих родителей; 5) право свободно формулировать и выражать своё мнение; 6) право на доступ к необходимой информации; 7) право на свободу мысли, религии; 8) право на свободу ассоциаций и мирных собраний; 9) право на защиту государства от всех форм насилия; 10) право на уровень жизни, необходимый для полноценного развития; 11) право на образование; 12) право на отдых и досуг; 13) право на защиту от экономической эксплуатации и выполнения любых вредных работ.
 
Гражданские: 7) право на свободу мысли, религии; 5) право свободно формулировать и выражать своё мнение; 4) право жить в семье, знать своих родителей; 2) право на имя и приобретение гражданства; 1)Право на жизнь;

Политические: 9) право на защиту государства от всех форм насилия;

Экономические
: 10) право на уровень жизни, необходимый для полноценного развития; 13) право на защиту от экономической эксплуатации и выполнения любых вредных работ.

Культурные
: 11) право на образование; 12) право на отдых и досуг;

Социальные
: 8) право на свободу ассоциаций и мирных собраний; 6) право на доступ к необходимой информации; 3) право на сохранение индивидуальности;

1) Как ты думаешь, почему права ребёнка провозглашаются в отдельном документе?

Потому что ребенок - это отдельная категория граждан.

Права ребёнка — это права человека применительно к несовершеннолетним (согласно Конвенции о правах ребёнка, это лица, не достигшие восемнадцати лет).На международном и национальном уровне существует множество специальных актов о правах ребёнка. Основным актом о правах ребёнка на международном уровне является Конвенция о правах ребёнка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) — это документ о правах ребёнка из 54 статей. Все права, входящие в Конвенцию, распространяются на всех детей.

2) Среди прав ребёнка права какой группы преобладают? Почему?

Среди прав ребёнка права гражданской группы преобладают.
Согласно Конвенции, основным принципом защиты прав детей является признание приоритета интересов детей. Особенно выделяется требование особой заботы общества о социально уязвимых группах детей: сиротах, инвалидах, беженцах, и т. п.



4. Закончи предложение.

Всеобщая декларация прав человека была принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Значение этого документа состоит в том, что в нем отражены права человека. Чтобы предотвратить саму возможность сделать/повторить преступление против человечества. Так же в ней описаны основные права и свободы человека, подлежащие всеобщему соблюдению.




5. Объясни, для чего государства закрепляют права человека в законах. Почему было недостаточно ограничиться принятием Всеобщей декларации прав человека и международных пактов?

Потому что права человека должны отражаться в письменном виде для различных видов ситуаций, для решений суда, чтобы точно разобраться с делами общества, не придумывая что-то неприемлемое.

Нельзя ограничиться принятием Всеобщей декларации прав человека и международных пактов, потому что: 1) У каждого государства есть свои особенности правовой системы, обусловленные его историей, традициями. Сблизить англосаксонскую, романо-германскую и мусульманскую правовые системы невозможно. 2) Государства находятся на разных этапах развития; соответственно, одни могут гарантировать своему народу больше прав, другие - меньше. 3) Издание государством законов говорит о его суверенитете.



6. Соотнеси характеристики прав человека и их определения: к каждой позиции, данной в первом столбце, подбери соответствующую позицию из второго столбца.


 
Запиши в таблицу цифры под соответствующими буквами.


 


7. Ивану 13 лет, Коле 15,лет. Сравни правовой статус 13-летнего и 15-летнего подростка. Выбери и запиши в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия.

1) быть заслушанным в ходе любого судебного разбирательства
2) возможность лично вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими
3) право работать по трудовому договору с согласия одного из родителей
4) давать согласие на изменение своего имени и фамилии





8. Используя ресурсы Интернета, найди информацию о деятельности Уполномоченного по правам ребёнка в твоём регионе. Запиши любые два-три направления его деятельности.

Основные задачи региональных Уполномоченных по правам ребенка, закрепленные в регламентирующих их деятельность документах:

- обеспечение гарантий и законных интересов, прав и свобод ребенка, развитие и дополнение существующих форм и средств защиты прав ребенка во взаимодействии с органами государственной власти и органами местного самоуправления, в компетенцию которых входит защита прав и законных интересов ребенка;
- всемерное содействие восстановлению нарушенных прав ребенка;
- анализ состояния дел по соблюдению прав ребенка и подготовка предложений по совершенствованию законодательства.