§ 4. Зашита Отечества. -

1. Объясни понятия.

Долг — внутренне принимаемое (добровольное) обязательство. Долгом может называться обязательство субъекта или группы субъектов перед другим субъектом или субъектами. Чаще всего в качестве долга рассматривается моральное обязательство (моральный долг, нравственный долг) — добровольное моральное обязательство индивида перед другими людьми.

Обязанность — в широком значении — синоним долга. Безусловные для выполнения действия, по общественным требованиям или внутренним побуждениям.

Что объединяет понятия «долг» и «обязанность»? В чём их различия?

Обязанность, как и долг, является санкцией нравственного закона. Требования нравственного закона носят императивный характер. Человек не может не сознавать, что написанный в его сердце нравственный закон объективно справедлив и требует выполнения. Необходимость выполнения нравственных требований осознается человеком как нравственная обязанность.



2. Ты знаешь, что на протяжении многих веков единственным занятием, достойным знатного мужчины, считалась военная служба. Приведи несколько примеров этого факта и дай им пояснение.

Защитники родины пользовались почётом и уважением, появлялись военные династии. Была возможность влиять на власть.

К примеру: Во времена царской России дворян, служивших царю, награждали поместьями, одаривали деньгами.



3. В трагический момент наступления немецких войск под Сталинградом осенью 1942 г. в одну из местных комсомольских ячеек поступило заявление ученика средней школы Геннадия Межевалова.

«Мне 14 лет, но я очень прошу вас послать меня на защиту нашего родного города... И зачислить меня в разведку. Я обязуюсь бить врага до последней капли крови. Мать согласна».

Охарактеризуй поступок подростка. Предположи, почему мать Геннадия согласилась отпустить его на фронт.

По моему мнению, это героический поступок. Совестливый ребенок, способный на подвиг ряда своей родины и в первую очередь ради семьи. Мальчик знал свой долг перед Родиной, он не боялся, несмотря на его возраст. Понимал, как важно защитить свое Отечество.
Мать тоже понимала, что он это делает ради Родины и свободы его близких людей. И она знала, что долг и обязанность каждого человека защитить свой дом.



4. Знаешь ли ты ветеранов Великой Отечественной войны? Есть ли в твоей семье участники войны? Узнай, в каких войсках они служили. Нарисуй отличительные знаки нескольких родов войск и сделай подписи под ними.


 


5. Обведи цифры, под которыми указаны верные суждения.

1) Гражданин должен встать на воинский учёт в год достижения им 18 лет.
2) Гражданин обязан состоять на воинском учёте в военкомате по месту жительства.
3) Подготовка граждан к военной службе подразделяется на обязательную и добровольную.
4) Срок военной службы для граждан, имеющих высшее образование и проходящих военную службу по призыву, составляет 12 месяцев.



6. Найди понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и обведи цифру, под которой оно указано.

1) Несение боевого дежурства; 2) военная служба; 3) участие в учениях кораблей; 4) выполнение задач в условиях вооружённых конфликтов; 5) оказание помощи правоохранительным органам.

Военная служба — вид государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан государства (лиц без гражданства: Россия, США, Франция и другие) на воинских должностях в вооруженных силах, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Главная задача — защита и оборона страны. Таким гражданам присваиваются воинские звания.



7. Запиши имена твоих земляков-героев, чьи подвиги связаны с выполнением воинского долга.

ГЕРОЙ РОССИИ ИЗ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ:

Евгений Родионов - один из первых южноуральцев, получивших это звание. Профессиональный военный, десантник, гвардии майор. К награде его представили за мужество во время операции по захвату селения Шатой во время первой Чеченской войны. Родионов должен был прорваться к окруженной группе десантников. Обстановка сложилась так, что подразделение Родионова противостояло группе из нескольких сотен боевиков. В итоге отряду Родионова удалось пробиться к своим, кроме того был взят Шатой, а бандиты обращены в бегство. Но через два месяца Родионов подорвался на мине, не дождавшись награды. Она была присвоена посмертно.



8. Внимательно прочитай в рубрике «Учимся быть мужественными» советы В. А. Сухомлинского и сформулируй несколько правил, которым должен следовать будущий воин.

1) Быть настоящим патриотом своего Отечества, защищать его границы и свободу.
2) Бороться за свою веру и за свой народ - на вере и народе держится Родина.
3) Защищать мирных граждан, не мародёрствовать, не убивать их.
4) Гуманно обращаться с пленниками. Враг, взятый в плен - уже не враг.
5) Быть искренним и честным.