§ 8. Экономика и ее основные участники. -

1. Заполни схему, вставив пропущенные буквы так, чтобы образовались три слова. Количество точек соответствует количеству пропущенных букв.



Запиши получившиеся слова и объясни значение каждого из них.

Экономия – бережливость, расчетливость в расходовании чего-нибудь. Выгода, получающаяся в результате расчетливого, бережного расходования чего-нибудь.

Экономист — специалист в области экономики, эксперт по экономическим вопросам.

Экономика — хозяйственная деятельность общества, а также совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления.



2. Объясни, как связаны между собой «экономика-хозяйство» и «экономика-наука».

Экономика — как хозяйство в широком смысле этого слова, то есть совокупность всех средств, предметов, вещей, субстанций материального и духовного мира, используемых людьми в целях обеспечения условий жизни, удовлетворения потребностей. В этом смысле экономику надо воспринимать как созданную и используемую человеком систему жизнеобеспечения, воспроизведения жизни людей, поддержания и улучшения условий существования.

Экономика — как наука, совокупность знаний о хозяйстве и связанной с ним деятельности людей, об использовании разнообразных, чаще всего ограниченных, ресурсов в целях обеспечения жизненных потребностей людей и общества; об отношениях, возникающих между людьми в процессе хозяйствования.

В приведённом списке обведи цифры, под которыми указаны примеры, характеризующие экономику в значении «хозяйство».

1) составление государственного бюджета
2) осуществление грузовых перевозок
3) покупка семьёй микроволновой печи
4) телевизионная реклама салона красоты
5) описание законов функционирования экономики
6) отдых по туристической путёвке



3. Выпиши из учебника названия четырёх основных видов экономической деятельности. Составь предложения, поясняющие значение каждого из выписанных слов.

Производство. В задачи данного вида деятельности входит оценка имеющихся ресурсов, а также потребностей государства в различной продукции и товарах, которые можно произвести с учетом собственного потенциала. Сюда относятся такие категории как: Добыча полезных ископаемых; Сельское и лесное хозяйство; Перерабатывающие отрасли (химическая, строительство, пищевая, легкая, машиностроение, энергетика).

Обмен. Определение категорий ресурсов или товаров, необходимых государству, которыми оно не располагает, а также формирование излишка доступных для производства ресурсов или товаров, с целью проведения товарообмена с другими государствами.

Распределение. Выработка схем разделения полученных или произведенных материальных благ среди населения. Речь может идти о распределении воды, газа, электрической и тепловой энергии, услуг связи и общественного транспорта, а также других социальных услуг.

Потребление. Использование обществом товаров и ресурсов для удовлетворения потребностей.



4. Определи и запиши в правый столбец таблицы, какие виды экономической деятельности могут быть проиллюстрированы поступками героев романа А. Дюма «Три мушкетёра», указанными в левом столбце.





5. Ты знаешь о том, что созданное в результате экономической деятельности человека называют экономическим продуктом. Основными видами экономического продукта учёные считают товары и услуги.

1) Объясни значение слов «товар», «услуга». Кратко сформулируй смысловое различие этих понятий.

Товар — любая вещь, которая участвует в свободном обмене на другие вещи; продукт, произведённый для продажи. Продукты, производимые не для обмена, в экономическом смысле товарами не являются. Товар является главным объектом, участвующим в рыночных отношениях между покупателем и продавцом. Товар не может быть духовным, то есть не может быть просто воздухом, так как его нельзя продать за материальные ценности.

Услуга — результат, по меньшей мере, одного действия, обязательно осуществлённого при взаимодействии поставщика и потребителя, и, как правило, нематериальна.

Таким образом главное отличие: товар – это конкретная вещь, имеющая материальную форму, в то время как Услуга – это форма деятельности, которая выставляется на продажу.

2) Заполни таблицу, указывая в соответствующем столбце номера примеров из приведённого ниже списка.

Примеры: 1) перевозка грузов по городу; 2) юридическая консультация; 3) новая модель портативного компьютера; 4) ремонт квартиры; 5) пошив платья в ателье; 6) костюм известной фирмы; 7) видеокассета с популярным фильмом; 8) обучение иностранному языку; 9) туристическая путёвка.





6. Используя текст учебника, заполни схему.

Формы хозяйства
Натуральное хозяйство Товарное хозяйство
1. Преобладание ручного универсального труда.
2. Замкнутость экономических единиц.
3. Прямой характер экономических связей между производителем и потребителем по формуле «производство – распределение – потребление» минуя стадию рыночного обмена.
4. Простое воспроизводство общественного продукта.
5. Внеэкономическое принуждение к труду.
1. Присутствует развитое общественное разделение труда (далее – ОРТ) и специализация производства. Процесс труда в значительной степени механизирован.
2. Открытость экономических единиц, проявляющаяся в наличии множества экономических (товарообменных) связей между ними.
3. Косвенный характер экономических связей между производителем и потребителем по формуле «производство – распределение – обмен – потребление».
4. Наблюдается расширенное воспроизводство общественного продукта.
5. Принуждение к труду носит экономический характер, когда побудительным мотивом трудовой деятельности становится возможность, получив заработную плату, удовлетворить собственные потребности.



7. Экономисты говорят о взаимовлиянии производителя и потребителя. Объясни, в чём оно состоит.

Взаимодействие состоит в том, что производитель производит продукцию, а потребитель эту продукцию потребляет. Чем больше спрос у потребителей на определённую продукцию, тем больше производитель будет производить этой продукции.
В развитой рыночной экономике существует постоянное взаимодействие спроса и предложения: спрос рождает предложение, а предложение, в свою очередь, развивает спрос. Иными словами, чем больше товаров на рынке, тем цены ниже. Если же цены на товары повышаются, то спрос на них снижается.



8. Выбери любой из потребляемых тобой товаров. Запиши его название и попытайся схематически показать путь этого товара к тебе (потребителю), обозначив основные этапы и участников этого процесса.

Молоко:
Коровы дают молоко на молочных фермах, затем надоенное молоко сливают в специальные бидоны и в бочки машин – молоковозов. Они привозят это молоко на молокозавод и с помощью специальных шлангов молоко переливают в огромные ванны, там его принимают приёмщики молока, они взвешивают молоко и под давлением по трубам перегоняют в цистерны. Проверенное молоко стерилизуют при определённой температуре, за которой следят умные приборы с датчиками и самописцами. Стерилизованное молоко попадает в цех упаковки. Затем распределяется по грузовикам, которые везут готовый продукт в разные магазины.



9. Вспомни покупку тобой или членами твоей семьи любых трёх товаров. Используя материал рубрики «Учимся принимать рациональное решение», проанализируй, какие потребительские мотивы повлияли на выбор того или иного товара, и определи, насколько рациональным был выбор. Подумай, нужно ли тебе что-то изменить в своей стратегии покупателя. Если да, то что?

Название Потребительские мотивыа Выводы
эмоциональные рациональные
куртка красиво выглядит, стильно защищает от холода выбор был рациональным, так как зимой будет тепло
фотоаппарат позволяет запечтлевать любые события хорошее качество снимок выбор был рациональным, так как на фотографиях сохранятся разные события из жизни