§ 13. Социальная структура общества. -

1. Запиши определение понятия.

Социальная структура-
совокупность устойчивых связей между людьми, занимающими определенные статусы, между соц. группами.




2. Выпиши из учебника основные характеристики социальной группы.

Большие и малые, формальные и неформальные, первичные и вторичные.



3. В стуктуре общества социальные группы выделяют по различным основаниям. Распредели номера приведённых ниже примеров по соответствующим графам таблицы.

1) женщины;  2) автовладельцы; 3) инженеры; 4) христиане; 5) продавцы; 6) горожане; 7) дети; 8) потребители йогурта; 9) граждане государства; 10) любители кино; 11) австралийцы; 12) поклонники творчества певца; 13) вкладчики банка; 14) петербуржцы





4. В приведённом списке указаны черты большой и малой социальной группы и отличия большой социальной группы от малой. Выбери и запиши в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку -  порядковые номера черт различия.

1) обязательные личные контакты между членами группы
2) наличие у людей сходных социальных признаков
3) наличие социальных норм, регулирующих деятельность группы
4) количество членов группы

Черты сходства: 2,  3
Черты различия: 1,  4



5. В данном ряду примеров все, за исключением одного, относятся к формальным группам. Найди и подчеркни пример, выпадающий из ряда.

Группа друзей; коллектив работников фирмы; семья; граждане страны; команда России по футболу

Ответ: Группа друзей




6. Объясни смысл понятий.

Иерархия -
пирамида должностей

Страта - слои населения.

Заполни пропуски в схеме.





7. Запиши определение понятия.

Социальная мобильность-
изменение положения человека или группы в обществе, переход от одной социальной позиции к другой.

Заполни пропуски в схеме.



Чем различаются виды социальной мобильности?

Вертикальная мобильность рассматривает развитие человека, например, повышение по службе. Горизонтальная мобильность характеризует, как перемещение человека из одной местности в другую.

Укажи основные социальные лифты и приведи пример действия каждого из них. Заполни таблицу.





8. Что такое социальное неравенство?

Это положение вещей или людей в обществе, когда их члены имеют неравный доступ к социальным благам.

Объясни, почему социальное неравенство является естественным состоянием общества.

Это сложилось ещё с древних времен. Если все будут равны, то не будет конкуренции, а соответственно экономика страны пойдет на спад.



9. Прочитай текст и выполни задания.

Тебе, наверное, приходилось быть свидетелем, а возможно, и участником конфликтов учеников и учителя. Учёные выделяют следующие типы педагогических конфликтов:
1) ситуации (или конфликты) деятельности, ваозникающие по поводу выполнения учеником учебных заданий, успеваемости, внеучебной деятельности;
2) ситуации (конфликты) поведения, поступков, возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе;
3) ситуации (конфликты) отношений, возникающие в сфере эмоциональных личностных отношений учащихся и учителей, в сфере их общения в процессе педагогической деятельности.
Разрешение таких конфликтов, как правило, очень тяжелый процесс. Это объясняется тем, что:
- участники конфликта по-разному понимают события и их причины (конфликт глазами учителя и глазами ученика видится по-разному);
- участники конфликта имеют различный статус (учитель- ученик), что определяет модель их поведения в конфликте, а также разный возраст и жизненный опыт;
- конфликт, как правило, разворачивается в присутствии других учеников, что превращает их из свидетелей в участников, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них;
- учитель несёт профессиональную ответственность за педагогически правильное разрешение ситуации, причём очевидно, что любая ошибка участников при разрешении конфликта порождает новые конфликтыне ситуации.

1) Объясни, как различие статусов ученика и учителя влияет на их поведение в конфликте.

Очевидно, что в конфликте учитель имеет больше прав слова, чем ученик, но не стоит забывать об уважении друг друга, не нужно оскорблений.

2) Как различие возрастов и жизненного опыта ученика и учителя влияет на их поведение в конфликте?

Учитель поспокойнее реагирует на выпады ученика и пытается показать, в чем он неправ.

3) Почему развёртывание конфликта на глазах у других учащихся, учителей школы только усиливает конфликт?

Назревает "революционное" настроение.

4) Изложи, в чём, по-твоему, проявляется воспитательный смысл конфликта:

а) для учащегося
б)для учителя
в) для свидетелей конфликта

5) Составь несколько советов по скорейшему разрешению конфликта:

а) для учащегося
б) для учителя
в) для свидетелей конфликта: Можно вмешаться и попробовать помочь решить конфликт мирным путём.