§ 20. Рыночная экономика -

1. Охарактеризуй важнейшие условия функционирования рынка.

1) Свободное ценообразование – отсутствие государственного контроля за ценами, ценообразование в соответствии со спросом и предложением. Оно умеряет спрос потребителей на дефицитные ресурсы, а также нацеливает производителей на выпуск товаров необходимой потребителю номенклатуры, количества, качества и стоимости.

2) Конкуренция – это борьба между экономическими субъектами за максимально эффективное использование факторов производства.

3) Свобода предпринимательства - право фирм и компаний использовать экономические ресурсы для производства товаров по собственному выбору и продавать товары на выбранных рынках. одна из конституционных экономических свобод человека:
- право использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом хозяйственной деятельности;
- право создавать предприятия, владеть средствами производства;
- право самостоятельно распоряжаться полученной прибылью.




2. Установи соответствие между понятиями и определениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подбери соответствующую позицию из второго столбца.
2. Установи соответствие между понятиями и определениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подбери соответствующую позицию из второго столбца.

Подробнее на: https://resheba.com/gdz/obshhestvoznanie/8-klass/rabochaya-tetrad-kotova/20


Понятия:

А) спрос
Б) платёжеспособность
В) предложение

Определения:

1) сумма денежных средств, которую покупатель может выделить из своих доходов для приобретения конкретного товара (услуги)
2) желание и возможность продавца продать конкретный товар (услугу) в определённое время и в конкретном месте
3) желание и возможность потребителя приобрести конкретный товар (услугу) в определённое время и в конкретном месте

Запиши в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А-3  
Б-1  
В-2



3. Прочитай текст и выполни задания.

Рынок — это механизм взаимодействия продавцов и покупателей. Каждый из нас приобретает товары или услуги для того, чтобы удовлетворить какие-либо потребности (т. е. наши потребности — основа спроса). При этом чем меньше стоит товар, тем больше покупателей сможет его купить, и наоборот, чем ниже цена, тем больший объём приобретается.
Такая связь между ценой и количеством востребованной продукции характерна почти для всех товаров. Но есть и исключения. В условиях дефицита, экономической нестабильности рост цен вызывает увеличение спроса на товары первой необходимости длительного хранения.
Существует и ещё целый ряд товаров, спрос на которые увеличивается с ростом цены. Это товары, связанные не с потреблением, а с накоплением, — акции, ценные бумаги, драгоценные металлы, предметы искусства, антиквариат и другое. Все эти предметы приобретаются, как правило, для того, чтобы со временем перепродать их по более высокой цене. Поэтому и спрос на такие товары с ростом их цены увеличивается.
Со стороны продавцов наблюдается противоположная ситуация. Предлагаемый на рынке товар изначально был произведён. А значит, производитель и продавец уже понесли определённые затраты, причём один и тот же товар может быть произведён с разными затратами.
Рыночный механизм саморегулируется. Если цена, по которой продавцы предлагают свой товар, оказывается выше цены спроса, то на рынке возникают излишки товара, и продавцы будут вынуждены снижать цену и уменьшать предложение. Если цена предложения ниже цены, которую готовы заплатить покупатели, и наблюдается высокий спрос на товар, на рынке возникает дефицит, и производители (или продавцы) повышают цену и увеличивают объёмы производства. Таким образом, рынок всегда стремится достичь равновесия, т. е. такого состояния, когда интересы продавцов и покупателей совпадают.

1) Составь план текста.

1. Что такое рынок?

2. На какие товары растет спрос?

3. Саморегуляция рынка.

2) Какова зависимость между ценой и количеством товара, востребованного потребителями? Какие два исключения из этой зависимости приведены в тексте (подчеркни соответствующее положение текста)?

Каждый из нас приобретает товары или услуги для того, чтобы удовлетворить какие-либо потребности (т. е. наши потребности — основа спроса). При этом чем меньше стоит товар, тем больше покупателей сможет его купить, и наоборот, чем ниже цена, тем больший объём приобретается.

В условиях дефицита, экономической нестабильности рост цен вызывает увеличение спроса на товары первой необходимости длительного хранения.

Существует и ещё целый ряд товаров, спрос на которые увеличивается с ростом цены. Это товары, связанные не с потреблением, а с накоплением, — акции, ценные бумаги, драгоценные металлы, предметы искусства, антиквариат и другое. Все эти предметы приобретаются, как правило, для того, чтобы со временем перепродать их по более высокой цене.

3) Как деятельность производителя влияет на цену товара (подчеркни соответствующее положение текста)?

Если цена, по которой продавцы предлагают свой товар, оказывается выше цены спроса, то на рынке возникают излишки товара, и продавцы будут вынуждены снижать цену и уменьшать предложение. Если цена предложения ниже цены, которую готовы заплатить покупатели, и наблюдается высокий спрос на товар, на рынке возникает дефицит, и производители (или продавцы) повышают цену и увеличивают объёмы производства.

4) Какие три состояния рынка указаны в тексте? С опорой на текст и обществоведческие знания укажи, как каждое из этих состояний влияет на экономическое поведение потребителей.

Экономическое равновесие – это состояние экономики, при котором объем совокупного спроса равен объему совокупного предложения.

Частный вид экономического равновесия – это рыночное равновесие, представляющее собой ситуацию на определенном рынке, когда спрос на продукт или услугу равен его предложению. При этом объем продукта и его цена называются равновесными, или ценой рыночного клиринга.

Дефицит предложения (избыток спроса) — ситуация, при которой величина спроса при существующей цене превышает величину предложения.

5) Используя знания курса и личный социальный опыт, проиллюстрируй примерами любые два-три способа, которыми производители воздействуют на формирование спроса.

Инструментом формирования спроса и стимулирования сбыта в системе маркетинга служит элемент комплекса маркетинга "Продвижение".

Продвижение – любая форма сообщений для информации, убеждения, напоминания о товарах, услугах, общественной деятельности, идеях и т.д.

Производитель может опустить/поднять цену на свой товар, тем самым увеличить/уменьшить спрос на свой товар.

Производитель может изменять качество производимого товара. Чем выше качество, тем выше спрос (если цена остается неизменной).

Производитель может объявить о резком сокращении производства в будущем. Тем самым спрос увеличится (люди побегут скупать этот товар впрок, зная, что в будущем на него будет дефицит и цена повысится).




4. Американский экономист Фред Дэвид сформулировал принципы, которыми любой производитель может руководствоваться при оценке полезности производимых товаров и услуг для потребителя. Познакомься с этими принципами и ответь на вопросы.



1) Каким образом эти принципы связаны с потребностями людей?

Эти принципы удовлетворяют потребность людей в духовных и материальных благах, так как потребителей больше привлекает реклама товара и его репрезентация, чем сам товар.

2) Как соблюдение этих принципов поможет производителю в условиях конкуренции?

Спрос товара на рынке не статичен, а потребность постоянна, вследствие чего для успешных продаж необходима правильная реклама товара с указанием его отличий от конкурентного товара.



5. Заполни таблицу изменения предложения и спроса в зависимости от рыночной ситуации.


Рыночная ситуация Изменение предложения
Наблюдался устойчивый спрос на спортивные товары. На рынок вышла новая фирма - производитель. Товар станет дешевле
В условиях растущей инфляции потребители стремятся приобрести товары долгосрочного пользования. Увеличится качество товара
Государство ввело ограничения на максимальную зарплату работников и ограничило производство дорогостоящих товаров. Цена на товар уменьшится
Наблюдается рост доходов населения и его стремление к организации комфортного отдыха. Цены увеличатся
Средства массовой информации объявили об эпидемии коровьего бешенства. Сокращение спроса на молочные продукты
Автопроизводители несущественно повысили цены на мощные автомобили. В то же время выросли цены на бензин. Сокращение спроса на автомобили




6. На рисунках отражены различные рыночные ситуации, связанные с изменениями предложения/спроса на товар А. (Р — цена товара, Q — количество товара).


В каждом случае сформулируй произошедшие изменения.

а) уменьшилось кол-во товаров
б) увеличилось кол-во товаров
в) постепенный спад кол-ва товаров
г) небольшое увеличение и резкий спад кол-ва товаров

а) уменьшилось кол-во товаров

б) увеличилось кол-во товаров

в) постепенный спад кол-ва товаров

г) небольшое увеличение и резкий спад кол-ва товаров

Подробнее на: https://resheba.com/gdz/obshhestvoznanie/8-klass/rabochaya-tetrad-kotova/20

3) Свобода предпринимательства - право фирм и компаний использовать экономические ресурсы для производства товаров по собственному выбору и продавать товары на выбранных рынках. одна из конституционных экономических свобод человека:

- право использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом хозяйственной деятельности;

- право создавать предприятия, владеть средствами производства;

- право самостоятельно распоряжаться полученной прибылью.

Подробнее на: https://resheba.com/gdz/obshhestvoznanie/8-klass/rabochaya-tetrad-kotova/20