§ 5. Как стать личностью. -

1) Прочитай текст и выполни задания.

Известный древнегреческий баснописец Эзоп был рабом Ксанфа. Однажды Ксанф отправил Эзопа посмотреть, много ли народу в бане. Вернувшись, Эзоп сказал, что в бане только один человек. Ксанф пришел в баню и  увидел, что там очень много народа.
- Почему ты обманул меня? - закричал он на Эзопа.
- Взгляни на этот камень, - ответил Эзоп. - Он лежал у порога, все спотыкались, ругались, но никто не убрал его. Нашёлся лишь один, который споткнувшись, откинул его подальше. Вот я и решил, что он - единственный человек в этой бане.

1) С опорой на текст учебника заполни пропуски в предложении.

Можно сказать, что Ксанф употреблял понятие "Человек" в значении
Индивид , а Эзоп в значении Личность.

2) Какие особенности личности Эзопа проявились в этой ситуации?

Он смотрел на моральное состояние человека, его характер.




2) Установи соответствие между понятиями и их определениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подбери соответствующую позицию из второго столбца. Запиши в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Понятия: А) Индивид    Б) Индивидуальность  В) Личность

Определения: 1) человек как социальное существо с присущими ему чертами     2) отдельно взятый представитель человеческого рода   3) неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных качеств.

А-2  Б-3 В-1



3) Прочитай размышления Д.С.Лихачёва и выполни задания.

Человек должен быть интеллигентен! А если интеллигентность сделает его "белой вороной" среди сослуживцев, друзей, родных, будет просто мешать его сближению с другими людьми?
Нет, нет и нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Она нужна и для окружающих, и для самого человека...
Многие думают: интеллигентный человек - это тот, который много читал, получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, знает несколько языков. А между тем можно иметь всё это и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть всё-таки внутренне интеллигентным человеком...
Лишите подлинно интеллигентного человека... памяти. Пусть он забыл всё на свете, не будет знать классиков литературы, не будет помнить величайшие произведения искусства, забудет важнейшие исторические события, но если при всём этом он сохранит восприимчивость к интеллектуальным ценностям...эстетическое чутье, сможет отличить настоящее произведение искусства от грубой "штуковины", сделанной только, чтобы удивить, если он сможет восхититься красотой природы, понять характер и индивидуальность другого человека, войти в его положение, а, поняв другого человека, помочь ему, не проявит грубости, равнодушия, злорадства, зависти, а оценит другого по достоинству...вот это и будет интеллигентный человек...
Интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого.

1) Составь план текста.

1. Интеллигент- белая ворона   2. Заблуждения  3. Настоящий интеллект  4. Вывод.

2) С какими качествами многие люди, по мнению Д.С. Лихачева, связывают интеллигентность?

С начитанностью, с хорошим образованием.

3) Какие качества, присущие подлинно интеллигентному человеку, приведены в тексте? Подчеркни в тексте не менее четырёх качеств.



4) Объясни утверждение автора о том, что "интеллигентность нужна и для окружающих, и для самого человека". 

По мнению Лихачёва, интеллигентность нужна при всех обстоятельствах, причём, она нужна и для окружающих, и для самого человека. Многие люди считают, что интеллигентным человеком является тот, кто много читал, получил хорошее образование, много путешествовал, знает несколько языков. Но это мнение ошибочно. Можно иметь всё это и быть неинтеллигентным человеком. И наоборот, можно не обладать всем этим, а внутренне быть интеллигентным.
“Пусть человек забыл всё на свете …, но если при этом он сохранит восприимчивость к приобретению знаний, интерес к истории, …, если он проявит уважение к культуре прошлого, … - вот это и будет интеллигентный человек”, - считал Дмитрий Лихачёв. И если даже человек забудет какие-то исторические события, но в любой ситуации сможет помочь другому человеку, поняв его характер и индивидуальность, то такого человека смело можно назвать интеллигентным.

5) Два человека до хрипоты спорили, каждый отстаивал свою точку зрения. Незаметно они перешли к обсуждению личных качеств друг друга, дело дошло до взаимных оскорблений. В течение нескольких месяцев эти люди не здоровались и не разговаривали друг с другом. Можно ли такое поведение назвать интеллигентным? Почему? Приведи фрагмент текста, помогающий ответить на вопрос.

Нет. Если они наговорили друг другу много с горяча, то почему бы не извиниться?

6) Как, по - твоему, должен вести себя человек, которого "интеллигентность сделает "белой вороной" среди сослуживцев, друзей, родных, будет просто мешать его сближению с другими людьми"? 

Я думаю, что скоро они привыкнут к его характеру и поймут, что на самом деле, он интересный, как личность.




4) Используя текст учебника, заполни пропуски в схеме. 





5) Американский писатель-фантаст Р. Брэдбери в новелле "Марсианин" рассказал о существе, которое постоянно меняется в зависимости от желаний того, в чью сферу влияния оно попадет. 
Такое поведение встречается и у некоторых людей. Оцени подобное поведение, используя термины "личность", "жизненные ценности", "жизненные ориентиры", "мировоззрение".

Я считаю такую личность слабой. У личности должно быть своё мировоззрение, свои жизненные позиции.



6) В стране К. совершеннолетние граждане отвечали на вопрос: "Какой фактор Вы считаете основным в формировании личности?" Результаты опроса приведены в диаграмме. Изучи диаграмму и выполни задания.



1. Какой ответ выбрали большинство опрошенных?

Семья и родственники.

2. Какой фактор опрошенные сочли наименее важным?

СМИ

3. Какие из названных опрошенными агентов социализации относятся к ближайшему окружению человека?

Семья и родственники, школа, сверстники.

4. Сделай вывод о том, какую группу агентов социализации опрошенные считают наиболее важной в формировании личности.

Семьи и родственники.