§ 9. Моральный выбор - это ответственность. -

1. Раскрой смысл понятия.

Моральный выбор - когда человек не только внутренне выбирает своё моральное отношение, но и действует в соответствии со своим выбором.



2. Наташа и Вика дружат с детства. Ещё зимой они решили, что проведут летний отпуск на берегу моря. Девушки планировали отдых, покупали красивые наряды. Билеты и путёвки были уже куплены, но Вика сломала ногу. Наташа очень переживала за подругу, но отказываться от своих планов не собиралась: она очень много работала и хотела отдохнуть. Девушка не знала, как сказать об этом подруге, когда пришла её навещать. Но Вика сама предложила Наташе не менять планов. Наташа уехала на юг.
Объясни с нравственной точки зрения поступки каждой из девушек.

Вика
поступила правильно, что предложила Наташе не менять планов, та очень хотела отдохнуть и планировала отпуск заранее.

Наташа не виновата в том, что Вика заболела и заслужила отдых. Без подруги, конечно, будет скучнее, но билеты уже куплены.

Какой совет можно дать каждой из подруг? Вике надо быть аккуратнее перед поездкой, а лучше не покупать билеты так задолго.



3. Прочитай текст и выполни задания.

Среди множества конфликтов выбора, с которыми сталкивается человек, пожалуй, один из самых острых и коварных, особенно в детском и юном возрасте, это выбор между "можно" и "нельзя". Нарушение запрета, отказ от "нельзя" может привести к изменению судьбы, серьёзнро повлиять на будущее человека. Человек же, не принимающий запретов, не привыкший к ним, живущий по принципу "всё дозволено", в конце концов вступает в противоречие с устоявшимися основами жизни и становится или антисоциальным типом, или глубоко несчастным. Но с другой стороны, молчаливая покорность запретам лишает человека свободы и делает его конформистом. Ещё более сложной проблемой является столкновение внутреннего "хочу" и внешнего "надо"...
В зависимости от того, с какой лёгкостью мы выбираем между "хочу" и "надо", можно судить о силе воли и степени внутренней свободы или несвободы. Причем степени эти могут быть разными: 1) моральные требования воспринимаются как внешнее принуждение - отсутствие свободы; 2) моральные требования осознаются как долг - внутренне принуждение, также  делающее человека несвободным; 3) моральные требования сливаются с внутренними потребностями личности - свободный выбор. Конечно, даже свободный выбор связан с самоограничением, но это не означает утраты свободы, а, напротив, выступает показателем подлинной свободы воли, фактором самоутверждения личности.

(Т.В.Мишаткина, современный ученый)

1) Озаглавь текст.


Желания и обязанности.

2) Автор называет выбор между "можно" и "нельзя" одним из самых "острых и коварных". Почему?

Потому что это полные противоположности действия, но с таким выбором мы сталкиваемся каждый день.

3) Автор характеризует три степени внутренней свободы (несвободы). Назови их и приведи по одному примеру, иллюстрирующему каждую из них.

а) отсутствие свободы.
Когда человек получает паспорт, гражданство.
б) внутреннее принуждение.
Когда человек идет в институт.
в) свободный выбор.
Когда человек едет в парк аттракционов.




4. Ответь на вопросы, связанные с понятиями "свобода" и "ответственность".

1) Как ты думаешь, что такое "свобода"?

Свобода- это когда позволено всё и перед тобой открыт весь мир.

2) Изменяются ли с возрастом границы свободы человека? Почему?

Да, когда человек становится старше у него появляется больше прав и свободы.

3) В чём проявляется ответственность человека

а) перед самим собой: ты ответственный перед последствиями, которые повлияют только на тебя, перед своей совестью.
б) перед семьёй: за последствия, которые повлияют на твою семью.
в) перед обществом: ответственность за взаимопонимание и спокойствие общества, в котором ты живёшь.


5. В апреле 1986г. на Чернобыльской АЭС произошла страшная катастрофа. Многих трагических последствий можно было бы избежать, если бы власти вовремя проинформировали население и провели его эвакуацию. Вместо этого люди подвергались дополнительной опасности, принимая в условиях повышенного радиационного фона участия в торжественных первомайских демонстрациях.
Прокомментируй этот факт, используя понятия "долг", "совесть", "ответственность". 


Долг правительства - предупредить людей. Только они знали об опасности и были за это ответственны. Вероятно, у них не было совести.